Причины резкого ухудшения общественного здоровья
Учитывая, что не только социально-гигиенические факторы влияют на физическое и психическое здоровье населения, необходимо сформулировать государственную проблему организации мониторинга здоровья и всей совокупности факторов, влияющих на него: динамика демографических процессов, экономическое, психологическое и санитарно-экологическое благополучие населения, качество и образ жизни, доступность медицинской помощи, качество и эффективность деятельности сети лечебно-профилактических учреждений.
В научной и популярной литературе последних лет стало модным приводить статистические данные, характеризующие плачевное состояние здоровья населения России. При этом не дается анализа причинно-следственных связей, раскрывающих механизмы резкого ухудшения общественного здоровья.
Вместе с тем, целый ряд политических и экономических решений на уровне Президента и правительства в начале 90-х годов предопределили цепную реакцию событий, обусловивших практические следствия - резкое ухудшение здоровья населения.
Какие это решения? К ним следует, прежде всего, отнести "развал" Союза Советских Социалистических Республик (СССР) вопреки результатам проведенного ранее референдума. Следствием этого решения явились дезинтеграция сложившихся экономических связей и плановой кооперации как между бывшими союзными республиками, так и восточно-европейскими странами, входившими в состав Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Серьезными факторами явились:
отсутствие законодательной базы, т.е. правового обеспечения перехода от социалистической экономики к капиталистическому способу производства и производственных отношений;
устранение госаппарата от контроля, координации и регулирования экономических процессов в переходном периоде по принципу "рыночные отношения и являются главным регулятором в экономике";
разрушение вертикали власти по принципу, сформулированному для субъектов РФ "берите власти столько, сколько сможете" в сочетании с частой сменой правительства по политическим соображениям, создало ситуацию вседозволенности на местах, возбудило сепаратизм на национальной и административно-территориальной почве;
отмена государственной монополии на производство и продажу алкогольных напитков, ежегодный доход от которых в доперестроечные года составлял порядка 5 миллиардов рублей;
приватизация государственной собственности, направленная на формирование прослойки населения, обладающей солидным капиталом. При этом организованные инвестиционные фонды для населения оказались фикцией, а реальная стоимость ваучеров, выданных населению, у скупщиков оказалась ничтожной, как и стоимость объектов госсобственности, продаваемой частным лицам и компаниям. В сочетании с формой проведения денежной реформы правительством Гайдара, приведшей к изъятию ранее накопленных населением средств, приватизация серьезно подорвала доверие широких масс населения к правительству и его управляющим структурам.
Выше перечисленные факторы в совокупности явились причиной ряда отрицательных процессов в экономике, социальной сфере, духовной жизни общества. К ним можно отнести:
- развал экономики страны с резким падением промышленного и сельскохозяйственного производства (в 2 раза);
- переход значительной части производственных мощностей в частную собственность при отсутствии отлаженных механизмов справедливого регулирования распределения валового национального продукта (ВНП);
- галопирующую инфляцию в результате отказа госаппарата от какого-либо контроля над ценами;
- массовое возникновение на рынке организаций-посредников в торговом обороте, что способствовало росту розничных цен;
- гипертрофию банковской системы при отсутствии инвестирования средств в производство продукции, участие части банков в валютных махинациях на основе "финансовых пирамид", включая и Центробанк России с его знаменитыми ГКО;
- вывоз капитала из России, размеры которого за последнее десятилетие по оценкам разных экспертов колеблются от 500 миллиардов до триллиона долларов США, обусловленный политической нестабильностью и страхом передела собственности;
- существенное сокращение госбюджета в результате падения производства, развития теневой экономики и несовершенной налоговой системы, приведшее к стагнации военно-промышленного комплекса (ВПК), существенному снижению финансирования силовых структур, систем здравоохранения, образования и культуры;
- широкую практику задержки заработной платы рабочим и служащим, особенно в бюджетной сфере, где ее размеры часто не покрывают минимального прожиточного минимума;
- постепенную ликвидацию организаций социальной сферы, финансируемых ранее промышленными предприятиями (спорт, здравоохранение, культура);
- рост безработицы, особенно в городах, где одно крупное предприятие является градообразующим;
- миграцию населения, которая также сказывается на качестве жизни, поскольку русскоязычные мигранты из стран ближнего зарубежья не поддерживаются в должной мере материально из-за отсутствия средств. Временные мигранты из стран ближнего зарубежья в поисках заработка часто оказываются в бесправном положении и полностью зависимыми от работодателя;