Особенности и пути интенсификации науки
Прогресс в науке всегда был связан с непрерывным приумножением знаний, которые позволили создавать новые теории. Следует отметить ее интенсивное развитие: в 1960-1970-е годы возникло даже понятие «информационный взрыв»; начали говорить о перепроизводстве информации. Объем знаний рос в геометрической прогрессии, он удваивался каждые 10-15 лет. Считалось, что в не далеком будущем наступит информационное насыщение, когда ученые уже будут не состоятельны, воспринимать и прорабатывать новые знания.
На сегодня поток информации продолжает нарастать, о чем свидетельствуют постоянные публикации в журналах и других научных изданиях. Но публикации – это только видимая часть информации и не всегда наиболее ценная. А относительно содержания качественно новых данных и выводов, то скорее чувствуется их недостаток, чем излишек.
Высокие темпы поступления научной информации в эпоху научно-технической революции сопровождаются ее ускоренным старением. Иногда такая информация «погибает», не дав ни новых идей, ни практической или научной отдачи.
Современный этап научно-технической революции нуждается в переоценке многих устарелых концепций. Подсчитано, что информация обесценивается за 4-8 лет. А поэтому следует мобильно вносить изменения в научную и техническую политику.
Отдельно следует отметить беды науки. Изобретения барометров, методов диагностики и лечения, которые основываются на устарелых научных и технических концепциях, неминуемо наносит ущерб народному хозяйству, тормозит рост производительности труда.
Материально техническая база ученого должна постоянно обновляться и совершенствоваться. Наука должна в первую очередь совершенствовать свой инструментарий, чтобы удовлетворять потребности общества в знаниях и расширить фронт фундаментальных наук. Ведь уровень технического оснащения науки во многом предопределяет точность и надежность полученной информации. Если устаревшее оборудование на производстве хотя и снижает производительность труда, но помогает получить определенный объем продукции, то морально устаревшая научно-исследовательская техника, по существу, ставит барьер приумножения знаний.
Усовершенствование и обновление экспериментального оборудования, приборов, информационно- вычислительных комплексов – обязательное условие интенсификации исследований и научных разработок. Как указывал академик О.П. Александров, создание новых методов и приборов – это ключевая линия, которая дает возможность делать важные открытия.
Требования к характеристикам исследовательской техники растут, а вместе с ними растет и ее стоимость. Во время экономического кризиса приобрести такую технику для многих научно-исследовательских учреждений невозможно. Существует мнение, что интенсификация науки не должна приводить к увеличению ассигнований на научные исследования, что наука также должна сокращать расходы на единицу информации.
Использование существующей технической базы науки слишком далеко от совершенства. Коэффициент загруженности исследовательских средств в некоторых научных заведениях не превышает 0,3 тогда как в других организациях таких приборов нет. Учитывая финансовую несостоятельность, следовало бы изменить формы использования дорогого научного оборудования, расширить круг людей, которые им пользуются. Можно пойти путем создания и соответствующего оснащения материалами, реактивами и обслуживающим персоналом научных лабораторий в вузах. Опыт их использования уже есть, следует только изменить организацию труда и обеспечить необходимыми материалами.
Но это не единственный путь интенсификации использования научно-исследовательского оборудования. Можно ввести систему проката, которая позволит сэкономить определенную сумму при одновременном поддержании темпов развития науки и коэффициента полезного действия приборов.