Иппотерапия как вид физической реабилитации
Роль лошади с момента ее одомашнивания постоянно менялась в зависимости от степени развития общества, производительных сил и технического прогресса.
Вся история человека неизменно связана с лошадью. Она буквально ввезла его на своей спине в цивилизацию. Широкое использование лошадей в боевых колесницах, кавалерии, а позднее в спорте способствовало созданию у многих народов своеобразного культа коня и связанных с этим многочисленных преданий.
Геродот отмечал, что древние персы, высоко почитая коня, приносили в жертву богу Ахурамазде в качестве высшего дара лошадей золотисто-рыжей масти.
Гомер в бессмертной Илиаде, описывая состязания колесниц, отмечает, что наездники называют своих лошадей ласкательными именами [1, 48].
Развитию и совершенствованию коневодства с древнейших времен уделялось большое внимание, и до наших дней дошли известные сочинения Киккули и Ксенофонта по вопросам их выращивания, отбора и тренировки.
Лошади постоянно фигурируют в качестве наиболее ценных подарков в межгосударственных отношениях, и Иван Грозный отмечал, что он «охотник до лошадей, до аргамаков добрых».
Развитие спортивного направления в коневодстве многих стран, особенно в Англии, привело к тому, что коневоды, отбирая лучших скаковых лошадей, начали вести записи об их происхождении и резвости, переросшие в дальнейшем в работу по составлению племенных книг и оценке производителей по качеству потомства. В результате этого в разных странах путем строго направленного отбора были созданы специализированные породы скаковых, беговых, спортивных и тяжеловозных лошадей.
С древнейших времен вплоть до настоящего времени лошадь использовалась во всех отраслях народного хозяйства в качестве основной механической силы и средства передвижения.
Со второй половины 20-го столетия в связи с ростом механизации и электрификации промышленности, сельского хозяйства, транспорта количество лошадей во многих странах (в основном в Европе) сократилось, затем наступил процесс стабилизации и сейчас во многих странах, в частности на американском континенте, их количество возрастает.
В развитых зарубежных странах в последнее время наблюдается резкое увеличение поголовья лошадей, особенно спортивного направления, а также в личных хозяйствах. Конный спорт считается привилегированным, королевским, спортом лордов [3, 43].
Так что же приходит в голову при мысли о лошади? Скачки, охота, великосветские прогулки верхом, наконец, крестьянин, везущий на возе хворост из лесу. Навряд ли кто-то подумает о том, что лошадь — это еще и уникальный живой тренажер. Именно благодаря этой ее способности возник метод лечебной верховой езды, или иппотерапии, который стал одним из эффективных способов реабилитации инвалидов. О пользе верховой езды для восстановления больных и раненных, было известно с античных времен. Гиппократ (в переводе с древнегреческого его имя означает «повелитель лошадей») утверждал, что раненные и больные поправляются быстрее, если ездят верхом. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и положительный психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «черных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». При этом древнегреческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному движению» лошади. Похожие высказывания можно встретить так же в трактатах древнеримского врача Авла Корнеля Целмса, жившего в Ι веке н.э. Французский философ Дени Дидро, обозревая достижения всех современных ему наук, написал в 1751 году трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтоб сохранить здоровье и снова его обрести» [1, 27].
Лечебную верховую езду условно делят на иппотерапию(от греческого hippos - лошадь) – лечение с помощью лошади (занятия под руководством методиста или врача), и реабилитационную верховую езду
(в этом случае человек управляет лошадью самостоятельно под наблюдением и руководством инструктора-методиста). Помимо этого есть спортивная верховая езда для лиц с ограниченными возможностями (проводятся специальные соревнования, в том числе для людей со сниженным интеллектом), а также верховая езда как отдых для инвалидов [9]. Суть иппотерапии заключается в выполнении пациентом комплекса физических упражнений на шагающей лошади. Качественный и количественный состав этого комплекса определяется возрастом пациента, клинической картиной заболевания и степенью исходного моторного дефицита [5].
Лечебная верховая езда (ЛВЕ), включающая в себя элементы конного спорта для инвалидов, широко известна уже более 40 лет. Основатель иппотерапии во Франции врач и психолог Ю. Лаллери писал: «Терапевтическая верховая езда – это психосоматическая терапия, касающаяся индивидуума в целом, задача которой – привести тех, кто ею пользуется, к двигательной и психологической независимости, позволяя им в пределах возможного самим, в одиночку приспосабливаться к обстоятельствам, обнаруживая при этом, что жить можно с удовольствием, а не только в напряжении и страдании».