Эвтаназия: избавление или преступление?
Термин эвтаназии, обозначающий метод искусственного прерывания жизни известен со времён Древней Греции. Суть этого явления была определена английским философом гуманистического направления Френсисом Бэконом. «…когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самую смерть более лёгкой и спокойной, потому что эта эвтаназия… уже сама по себе является немалым счастьем». [7), стр.337] В последние годы проблема эвтаназии очень широко обсуждается в кругах медиков, философов, психологов, юристов, теологов и др. специалистов. В работах разных авторов можно встретить несколько классификаций эвтаназии: по мере участия пациента в принятие решения – добровольная, недобровольная и принудительная (определена в работах Г.И. Царегородцева, Е.В. Кармазина (1984 г.), А.Н. Лебедева (1988г.) профессора теологии В.Е. Мей с соавторами (1993 г.); по способу выполнения воли пациента – активная, позитивная и пассивная (А.Я. Иванюшкин и Е.А. Дубова – 1983г.) Таким образом, суть эвтаназии заключается в умышленном причинении врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего, либо его близких.
Из глубокой древности к нам пришли различные приметы и суеверия, связанные с этой проблемой. Уже тогда считалось, что смерть есть трудный процесс, и умирающие нуждаются в помощи, чтобы им было легче уйти. Для этого необходимо было выполнить определённые ритуалы. Отлетающей душе освобождали дорогу, отпирая замки в доме и развязывая узлы, выполняли полу-магические ритуалы, влекущие за собой порой фатальные последствия. В одной деревне английского графства вплоть до 1902 года соблюдались любопытные методы облегчения смерти, которые вплотную приближались к грани убийства, а порой и переходили эту грань. Когда надежд на выздоровление больного не оставалось, а смерть всё не приходила, деревенскую сиделку могли пригласить принести некоторую подушку, сшитую когда-то одной монахиней и передаваемую с тех пор из поколения в поколение. Эту подушку подкладывали под голову умирающего, предварительно усыпив его подмешанными в джин таблетками опиума. Затем подушку быстро вытягивали так, что голова больного резко падала . назад, что и приводило, очевидно, к ускорению процесса умирания. Так простые обыватели хотели помочь, приняв как неопровержимый факт неотвратимость смерти. [5), стр 433]
Возникнув в глубокой древности, проблема эвтаназии, всегда вызывала многочисленные споры среди медиков, которые не прекращаются и сегодня. Отношение к возможности и целесообразности умышленного наступления смерти неизлечимо больного с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным, причем мнения на этот счет носят диаметрально противоположный характер. Одни считают эвтаназию клятвопреступлением, уголовным беспределом и совершенно недопустимым явлением современного общества, даже если она предпринимается исключительно "из сострадания", по настойчивому требованию больного, которому в любом случае предстоит в скором времени умереть. Наряду с этим, существует мнение, что запрещение эвтаназии ущемляет права человека на смерть, ведь речь идет о его собственной жизни, следовательно, решение он должен принимать сам. В нашей стране эвтаназия запрещена законом, но в соответствии со ст. 33 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» каждый пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Это значит, что пассивная эвтаназия у нас фактически легализована.