Методы исследования
Для того чтобы данные эксперимента дали материал, на основании которого можно было сделать самостоятельные выводы о свойствах всей совокупности явлений, педагогический эксперимент должен удовлетворять определенным статистическим требованиям.
В связи с выше изложенным нами четко определена единица наблюдения, выделены изучаемые признаки, выбраны объекты, подлежащие наблюдению, проведено необходимое число наблюдений.
За единицу наблюдения был взят 1 случай заболевания остеохондрозом шейного отдела позвоночника в подостром периоде.
Все пациенты были одного пола, примерно одного возраста, с одинаковой общей физической подготовленностью. Пациенты не имели сопутствующих заболеваний которые могли бы в той или иной степени повлиять на результаты исследований.
Под наблюдением находилось 30 пациентов с остеохондрозом шейного - отдела позвоночника в подостром периоде, из которых мы сформировали две группы: контрольную и экспериментальную по 15 пациентов в каждой группе.
Изучаемые признаки: интенсивность болей по 10-ти бальной шкале. Мышечный тонус с использованием модифицированной шкалы Эшуорта. Силу мышечных групп руки с использованием динамометра. Сухожильные рефлексы. Психологический тест САН.
Интенсивность болей оценивалось при помощи 10-ти бальной шкале
1-2 баллов - нет боли,
3-4 балл - слабая боль,
5-6 балла - умеренная (средняя) боль,
7-8 балла - сильная боль,
9-10 балла - нестерпимая боль [8].
Кистевая динамометрия. Для исследования силы кисти был использован кистевой динамометр марки ДК-100.
Пациенту предлагалось взять кистевой динамометр кистью правой руки, которую необходимо отвести от туловища до получения с ним прямого угла. Вторую руку обследуемый опускает вниз вдоль туловища. После чего предлагалось сжать с максимальной силой пальцы правой кисти 5 раз, делая интервалы в несколько минут и каждый раз фиксируя положение стрелки. Наибольшее отклонение стрелки динамометра является показателем максимальной силы мышц кисти. После этого определяется средняя величина силы мышц руки. Возрастная норма для мужчин 47-55кг [12].
С целью количественной оценки выраженности изменений мышечного тонуса мы выбрали модифицированную шкалу Эшуорта:
– 0 баллов – отсутствие повышения мышечного тонуса; –1 балл – незначительное повышение мышечного тонуса, проявляющееся напряжением, за которым следует минимальное сопротивление при совершении оставшегося (менее половины) объема движения; – 2 балла – более заметное увеличение мышечного тонуса практически во всем объеме движения, но движение производится легко; – 3 балла – значительное увеличение мышечного тонуса, пассивные движении затруднены; – 4 балла – пораженные части ригидны при сгибании или разгибании. Несомненным достоинством шкалы является простота использования, а недостатком – отсутствие четких градаций [9].
Исследование сухожильного рефлекса трицепса. Для этого исследователь располагается с боку от пациента, кладет плечо пациента на свое предплечье (для максимального расслабление мышц руки) так чтобы предплечье обследуемого свободно свисало и составляло с плечом прямой угол. После чего наносится отрывистый удар молоточком по сухожилию трехглавой мышцы. Удар молоточком наносится отрывисто, равномерно, точно по данному сухожилию.
Рефлекс оценивался по пяти бальной системе.
5 – норма, 4 – рефлекс понижен, 3 – рефлекс резко снижен, 2 – напряжение без двигательного эффекта, 1 – нет [21].
Психологический тест САН был использован для оценки самочувствия, активности и настроения. Пациент заполняет типовую карту, где соотносит свое состояние с рядом указанных признаков. Шкала состоит из индексов и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, а так же характеристики эмоционального состояния.
Результат теста рассчитывается по среднему показателю.
5 – 7 баллов – доминирует хорошее настроение; 3,5 – 4,5 балла – доминирование изменчивого настроения; 1- 3балла – преобладает плохое настроение. [22].
Достоверность различий определялась по t критерий Стьюдента для связанных и несвязанных выборок. Различия считались значимыми при p<0,05 [19].