Адаптация больных, перенёсших инфаркт миокарда, в социуме
В последние годы интенсивно проводятся исследования, посвященные проблеме социализации личности под воздействием и посредством использования средств и методов физической культуры (Аяшев О.А. 1991, Быховская М. 1993, Хакунов Н.Х. 1994, Чспик В.Д. 1995, Мпйнберг Э. 1995, Пономарев Н.И. 1996, Пономарчук В.А., Николаев О.М 1998 и мн. др.).
Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образно» поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы (Пономарев Н.И., 1975).
В настоящее время социализацию все чаще определяют как двусторонний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой — в процессе социализации он активно приобщается к культуре, воспроизводит систему ценностей и социальных связей, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей (Мудрик А.В., 1991; Майнберг Э., 1995 и др.). Другими словами, индивид не только адаптируется, приспосабливается к социальной среде, но и «завоевывает» определенное социальное пространство. [36]
Социализирующая роль физической культуры, и особенно адаптивной физической культуры, выражается в том, что этот вид социальной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на сущностные качества человека, развивая его физически и духовно.
Адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей персонализацией как автономной личности. Индивидуум должен учиться балансировать, чтобы действовать относительно автономно, и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира (Хабсрмас, 1977) (приводится по Э. Майнбергу, 1995).
Облегчение условий вхождения человека в общественные процессы, формирование его личностной идентичности — основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе в рассматриваемом аспекте.[36]