Онтогенез моторики в различные возрастные периоды
Развитие движений до момента рождения (в пренатальном периоде).
Первые движения у плода человека регистрируются уже на восьмой неделе развития. Затем интенсивность и количество их растет. Начиная с пятого месяца у плода формируются основные безусловные рефлексы, характерные для новорожденного. Развитие движений у плода (а затем и у новорожденного) идет по направлению от головы к нижним конечностям: сначала появляются движения в области головы, затем туловища и рук, а потом уже нижних конечностей. Двигательная активность плода снижается за месяц до рождения. В пренатальном периоде она во многом определяется состоянием матери (утомлением, эмоциональным возбуждением и др.).
Существует взаимосвязь между двигательной активностью плода и ребенка в младенческом возрасте.
Развитие движений до 1 года.
У новорожденного существуют движения двух основных типов:
а) беспорядочные, хаотические движения (Н.А. Бернштейн называл их «синекинезиями»)
б) безусловные рефлексы, отличающиеся строгой координацией (например, сосательный рефлекс, хватательный или ладонный рефлекс, рефлекс переступания).
Примером безусловного рефлекса является также плавательный рефлекс, достигающий своего максимального проявления примерно к 40-му дню жизни: если положить ребенка этого возраста в воду, слегка поддерживая голову (мышцы шеи еще слишком слабы), он начинает выполнять плавательные движения. На этом основано обучение детей плаванию в младенческом возрасте. Известны случаи, когда дети в 10-месячном возрасте могли держаться на воде 15 минут.
В дальнейшем как плавательный, так и многие другие безусловные двигательные рефлексы угасают.
У детей, воспитывающихся в обычных условиях, существует определенная последовательность овладения основными движениями.
Последовательность овладения основными движениями у детей младенческого возраста (средние данные по Сейдж)
1 день – поза новорожденного
1 месяц – поднимает подбородок
2 месяца – поднимает грудь
3 месяца – пытается брать предметы
4 месяца – сидит с поддержкой
5 месяцев – сидит, играя предметами
6 месяцев – сидит, играя подвешенными предметами
7 месяцев – сидит один
8 месяцев – стоит с помощью
9 месяцев – стоит, держась за мебель
10 месяцев – ползает
11 месяцев – ходит с помощью
12 месяцев – встает сам, держась за мебель
13 месяцев – ползает по ступенькам
14 месяцев – стоит самостоятельно
15 месяцев – ходит самостоятельно
В отдельных случаях эта последовательность нарушается. Значительная двигательная ретардация (замедление) должна быть предметом беспокойства и обращения к врачу.
Примерно до полуторалетнего возраста двигательное и психическое развитие ребенка идет параллельно. Развитие движений имеет в это время исключительное значение для психического развития. Основы знаний о пространстве, времени, причинности закладываются именно в данном возрасте благодаря двигательному опыту ребенка. Поэтому нужно создавать условия, способствующие развитию активных движений у детей (одежда, не стесняющая движений, достаточная площадь для свободного передвижения, игрушки, внимание взрослых и развитию движений и т.п.).
Хотя не всем движениям детей можно «обучить» (в том смысле, что обучение не ускоряет существенно сроков овладения этими движениями), тем не менее расширение двигательного опыта ребенка в младенческом возрасте очень полезно.
В исследованиях на близнецах показано, что те из них, которым в младенческом и преддошкольном возрасте создавали улучшенные условия для двигательного развития (например, специально обучали некоторым движениям), в дальнейшем превосходили по показателям моторики своих братьев и сестер, хотя непосредственный эффект обучения мог при этом отсутствовать: сроки овладения движениями (например, манипуляциями игрушками) менялись незначительно.