Период новорожденности
Новый человек пришел в дом. Он так и называется – новорожденный. Период новорожденности составляет 4 недели, т.е. 28 дней. Это очень ответственный период жизни. Все факторы, угрожающие жизни человека, в это время особенно опасны. Как известно, больше половины детей, умерших на первом году, погибает в периоде новорожденности. Создана специальная наука – неонатология. Ее цель – изучение особенностей жизнедеятельности организма в первые недели жизни и изыскание наиболее эффективных путей профилактики и лечения заболеваний в этом возрастном периоде, разработка оптимальных условий выхаживания и рационального вскармливания детей.
Новорожденный ребенок имеет ряд особенностей в строении и деятельности всех органов и систем. В крови повышено количество эритроцитов, а следовательно, и гемоглобина, ответственного за транспортировку кислорода и углекислого газа; лейкоцитов, призванных вести борьбу с болезнетворными микроорганизмами. Обмен веществ очень интенсивный, а объем крови, выбрасываемый сердцем при сокращении мал. Компенсируется это большой частотой сердечных сокращений, показателем чего является частота пульса, которая у детей 1-го месяца жизни достигает 120-150 ударов в минуту.
Пульс у новорожденного неустойчив, порой аритмичен, что связано с особенностями нервно-мышечного аппарата самого сердца, а также с недостаточной зрелостью нервной системы, управляющей сердечной деятельностью.
Мышечная система представлена теми же мышцами, что и у взрослого человека. Но эти мышцы недоразвиты. С 1-го месяца жизни начинается быстрое, но не одновременное их развитие. Раньше других развиваются мышцы, обслуживающие важные жизненные функции (дыхательную, защитную и др.). У младенца повышен тонус мышц-сгибателей. Этим объясняется характерное положение его тела: согнутые в локтях руки со сжатыми в кулаки кистями приближены к голове, а ноги, согнутые в тазобедренных суставах, приведены к животу. Такое положение необходимо для поддержания температуры тела и становления дыхания.
В первые дни и недели жизни ребенок, разумеется, с помощью взрослых приспосабливается к существованию. Он овладевает регуляцией процессов пищеварения, поддержания постоянной температуры тела, пытается соответствующим образом отвечать на внешние воздействия, начинает видеть и слышать. У него выявляются врожденные умения (безусловные рефлексы: сосание, глотание, моргание и т.п.) и первые проблески сознательной деятельности (условные рефлексы). К примеру, в конце периода новорожденности ребенок, которого много раз прикладывали к груди, приняв привычную позу, уже начинает причмокивать губами, готовясь к акту сосания.