Физиология сна
И. П. Павлов различал сон активный и пассивный. Активный сон возникает под влиянием длительно действующих монотонных раздражителей (колыбельная песня, стук колес идущего поезда и т. д.). Пассивный сон развивается при ограничении поступления нервных импульсов в кору больших полушарий,
В клинической практике известны случая наступления длительного сна у больных с нарушенной функцией анализаторов. Отечественный терапевт С. П. Боткин наблюдал больную, у которой вследствие тяжелого заболевания были полностью потеряны зрение, слух и чувствительность кожи за исключением небольшого участка на правой руке. Она все время находилась в состоянии сна. Когда прикасались к участку кожи, сохранившему чувствительность, больная просыпалась, с вей возможно было установить контакт.
Существуют представления, основанные на клинических данных и результатах экспериментальных исследований, о наличии в головном мозге (в зрительных буграх и подбугорье) «центра» сна.
В настоящее время теорию «центра» сна объясняют, исходя аз значения ретикулярной формации и ее взаимоотношения с корой большого мозга. Через ретикулярную формацию к коре поступают афферентные импульсы, они активируют, тонизируют ее, поддерживают в бодрствующем состоянии. Если разрушить ретикулярную формацию или выключить ее фармакологическими веществами (аминазин), наступает сон. Таким образом, «центр» сна и бодрствования можно рассматривать как структуры, вызывающие изменения взаимоотношений между корой большого мозга и подкорковыми образованиями. В одних случаях эти взаимоотношения создают условия для развития сна, в других — бодрствования. Следовательно, понятие «центра» сна и бодрствования могут быть приняты условно.
В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин с предельной ясностью показал, каким образом осуществляется человеком процесс познания окружающей действительности. В. И. Ленин, основываясь на достижениях естествознания, создал теорию познания объективного мира. В основе этой теории лежит признание материальности мира и отражения его в человеческом сознании. Правильное отражение в сознании реально существующего мира является результатом совместной работы высокоорганизованной материи — мозга и органов чувств, воспринимающих раздражение окружающей среды.
Познание окружающего мира всегда начинается с ощущения, которое позволяет распознать отдельные свойства и качества предметов. Однако в мире нет обособленных, изолированных свойств и качеств. Ими наделены определенные предметы и явления. Вследствие этого на базе ощущения формируется восприятие, которое дает возможность познать предмет или явление в целом, в единстве всех его свойств, На базе ощущений и восприятий возникает и развивается представление. Представление расширяет возможности познания человеком окружающего мира. Оно позволяет представить образ предметов и явлений материального мира, в прошлом воздействующих на органы чувств человека.
Однако ощущения, восприятия и представления отражают только внешние стороны и связи отдельных предметов и явлений окружающего мира. Познание сущности явлений, закономерности процессов осуществляется за счет абстрактного мышления.