Изучение эффективности комплексной программы физической реабилитации с использованием иппотерапии для детей 6-16 лет c соматическими заболеваниями
Разработанная комплексная программа физической реабилитации для детей 6-16 лет с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии предусматривает два этапа – адаптационный и основной, и включает занятия на лошади 2 раза в неделю по 20-25 мин на адаптационном этапе и по 35-45 мин на основном этапе. Так же включены обучение аллюрам, коррекционные подвижные игры, самостоятельные занятия дома.
Эффективность разработанной комплексной программы иппотерапии для детей 6-16 лет с различными соматическими заболеваниями изучалась по динамике показателей функционального исследования органов и систем. Сравнение данных до и после курса иппотерапии выявило положительную динамику по всем изучаемым показателям. Статистически достоверный прирост по сравнению с исходным состоянием отмечен по следующим результатам: рост стоя, масса тела, индекс Кетле, АДс, ПД, ЧСС, СО, МОК, ЧДД, экскурсия грудной клетки, пробы Штанге и Генчи.
Кроме того, отмечается снижение жалоб на нарушение деятельности ЖКТ.
Вместе с тем, наблюдается увеличение адаптационного потенциала, что говорит о повышении функциональных возможностей организма, повышении сопротивляемости к патогенным факторам, адаптации к повышающимся физическим нагрузкам.
Подводя итоги, можем сказать, что иппотерапия благотворно влияет на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, а также на настроение, поведение, общительность, познавательные процессы.
Уникальность иппотерапии как вида физической реабилитации состоит в комплексности воздействия: каждое занятие лечебной верховой ездой повышает объем двигательной активности ребенка, решает лечебные задачи, обеспечивает потрясающий эмоциональный стимул, а также привносит в жизнь ребенка чудесный момент контакта с лошадью и другим человеком. Очень важно, чтобы каждое занятие включало в себя не только катание: ребенок непременно должен посильно участвовать в уходе за животным, в оседлывании-расседлывании, в угощении лошади, в ее восстановительной прогулке. Эмоциональный подъем, сопровождающий эти занятия, позволяет самым разным детям двигаться вперед в своем развитии – преодолевать страхи, получать удовольствие от общения. Занятия помогают в развитии психических процессов, дают возможность принять в свою жизнь что-то новое.
Таким образом, иппотерапия, на наш взгляд, является эффективным видом физической реабилитации и может быть широко использована для коррекции и профилактики различных заболеваний.
Приложения
Таблица 1 –– Антропометрические данные и адаптационный потенциал (первое исследование)
Имя |
Пол, возраст |
рост, см |
Вес,кг |
Индекс Кетле |
Объем грудной глетки, см |
Адаптационный потенциал, баллы |
1. Влад |
6, м |
121 |
22,1 |
15,1 |
57 |
1,68 |
2. Игорь |
7, м |
122 |
26 |
18,2 |
62 |
1,6 |
3. Наташа |
8, д |
135,5 |
30 |
16,3 |
64 |
1,78 |
4. Виталий |
8, м |
126,5 |
25,4 |
15,8 |
59 |
1,91 |
5. Настя |
9, д |
130 |
29,7 |
17,5 |
63 |
1,66 |
6. Даша |
9, д |
128,5 |
31,5 |
19 |
65 |
1,76 |
7. Света |
10, д |
147 |
33,5 |
15,5 |
66 |
1,54 |
8. Сергей |
10,м |
142 |
31,2 |
15,4 |
64 |
1,61 |
9. Артем |
11,м |
151 |
36 |
15,7 |
65 |
1,72 |
10. Илья |
12,м |
154,5 |
51,4 |
21,5 |
72 |
1,60 |
11. Катя |
12, д |
151 |
40,1 |
17,5 |
66 |
1,68 |
12. Наталья |
13, д |
164,5 |
45,6 |
16,8 |
73 |
1,98 |
13. Егор |
13,м |
157 |
51,3 |
20,8 |
70 |
1,66 |
14. Анна |
16, д |
158 |
51,8 |
20,7 |
80 |
2,03 |
15. Виктория |
16, д |
174 |
68 |
22,4 |
88 |
2,23 |
16. Вика |
16, д |
174 |
54,5 |
18 |
79 |
2,12 |
17. Стас |
16,м |
174 |
63,2 |
20,8 |
88 |
2,13 |
Х ср |
11,3 |
163,4 |
40,7 |
18,1 |
69,5 |
1,8 |
± δ |
3,33 |
9,5 |
13,91 |
2,40 |
9,33 |
0,21 |
Sx |
0,81 |
2,3 |
3,371 |
0,58 |
2,26 |
0,05 |