Профилактика нарушений репродуктивного здоровья школьниц
Из этого следует, что состояние менструальной функции у школьниц является индикатором их общего нездоровья. Это требует своевременного выявления, комплексного обследования и последующего лечения таких девушек у специалистов разного профиля. Итак, в период выраженного демографического спада, переживаемого Россией, здоровье девочек приобретает особую ценность как демографический потенциал общества. И не только поэтому. Для большинства женщин материнство — это смысл их биологического предназначения, основа психологического комфорта и самоутверждения в семье и обществе.
Поскольку нарушения полового развития и менструальной функции формируются в пубертатном возрасте на этапе школьного обучения, то охрана репродуктивного здоровья школьниц приобретает актуальное значение среди профилактических задач современной школы (см. Приложение). Решение этой задачи особенно существенно для школ с углубленным содержанием образования, поскольку научными исследованиями установлена зависимость состояния менструальной функции у школьниц от объема учебно-воспитательных воздействий на их организм в процессе школьного обучения.
Предлагаемая программа разработана НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков на основе наблюдений, с одной стороны, за формированием менструальной функции у современных школьниц, с другой — за протеканием беременности, родов, состоянием новорожденных у первородящих женщин (результаты анализа медицинской документации родильных домов). Объединяющим эти исследования фактором служило проведение анкетного опроса школьниц и рожениц по единой программе, характеризующей особенности школьного периода жизни у тех и других. Это позволило установить факторы риска для формирования и последующей реализации репродуктивной функции у девушек-женщин. Содержание разработанной профилактической программы предусматривает два варианта ее практического использования в школах.
Первый вариант программы включает одномоментное (с 1 по 4 пункты) и последовательное проведение следующих мероприятий.
1. Беседа со школьницами IX—XI классов об особенностях формирования менструальной функции, факторах риска ее своевременному становлению, о значении менструальной функции для детородных возможностей женщины и т. д. (Полное содержание беседы изложено ниже).
2. Скрининговое тестирование состояния менструальной функции у присутствующих на беседе школьниц с помощью специальной анкеты-опросника (прилагается).
3. Экспресс-анализ проведенного тестирования и выделение школьниц «группы риска» по состоянию оцениваемой функции.
4. Рекомендации школьницам «группы риска» обратиться за уточнением диагноза к специалистам (гинекологу, эндокринологу и др.)
5. Контроль за дальнейшими действиями школьниц «группы риска» (информированы ли родители об этом, обращалась ли за консультацией к специалистам, было ли назначено лечение, выполняет ли его девушка, каков результат после курса лечения?).
Проводя беседу со школьницами, валеолог должен исходить из того, что аудиторию его слушателей составляют девушки 15—17 лет, у которых менструальный цикл должен быть полностью сформированным. В популяции современных девочек первая менструация у подавляющего большинства приходит на 13 году жизни (т. е. в 12 лет с месяцами). После появления первой менструации год отводят на установление нормального биологического цикла данной функции. Следовательно, если первая менструация пришла в 13 лет и год отведен на установление номального биологического цикла, то к 15 годам менструальный цикл у девушки должен быть сформированным. Исходя из этого, основное содержание беседы должно включать вопросы контроля за состоянием менструальной функции как первоосновы репродуктивных возможностей каждой девушки.