Профилактика нарушений репродуктивного здоровья школьниц
21-35 дней 01
менее 21 или более 35 дней 02
5. Болезненность менструаций
Безболезненные 01
Умеренно болезненные 02
Болезненные 03
Болезненность резко выражена, с обмороками 04
6. Регулярность менструаций
Регулярные (повторяются через одинаковый интервал
с отклонениями в 2—3 дня) 01
Нерегулярные 02
Оцените в баллах результаты анкетирования
Оценка ответа на каждый вопрос анкеты в 02 и более баллов служит основанием для обращения за консультацией к гинекологу или эндокринологу.
7. Год и месяц прихода у вас первой менструации.
Опыт применения указанного теста позволяет говорить о его большей эффективности при анонимном проведении. В то же время для девушек с нарушениями менструальной функции тестирование не должно быть анонимным, так как необходимо впоследствии проконтролировать коррекцию выявленных нарушений. Поэтому, начиная тестирование как анонимное, валеолог должен предупредить школьниц, что анонимность анкетирования не будет распространяться на девушек с неблагоприятными результатами теста в целях дальнейшего наблюдения за их действиями по поводу уточнения диагноза и коррекции обнаруженных нарушений.
И последнее. Проведение беседы со школьницами изложенного содержания хорошо вписывается в систему полового воспитания школьников. В то же время, составляя всего лишь часть медицинских аспектов этого воспитания, данная беседа далеко не исчерпывает всех вопросов этой сложной междисциплинарной проблемы.
Второй вариант программы разработан для внедрения в учебный процесс женских образовательных учреждений (школ, гимназий, классов для девочек). Наш опыт работы в таких учреждениях показывает, что родители, как правило, определяют в женские школы девочек, уже имеющих хронические заболевания. Наличие же хронического заболевания относят к главным факторам риска для репродуктивных возможностей женщины. По данным проведенного нами сравнительного анализа, обучение в девичьих классах обеспечивает больший эмоциональный комфорт школьницам, чем обучение в смешанных классах. По нашему мнению, раздельное обучение наиболее отвечает образовательным потребностям каждой личности, поскольку гармоничная личность формируется исключительно на основе психолого-половых различий человека. Если исходить из новой концепции образования, ориентированной на удовлетворение образовательных потребностей каждой личности, то в целях реализации этой концепции представляется разумным создавать на отдельных этапах школьного обучения женские и мужские классы, где наряду с применением гендерных педагогических технологий должны создаваться, по нашему мнению, оптимальные условия для формирования репродуктивного здоровья школьников.
К таким условиям относим внедрение в работу школы принципов неспецифической профилактики нарушений репродуктивного здоровья школьниц. Термин «неспецифическая» означает, что в данном случае ожидаемый профилактический эффект достигается преимущественно за счет воздействий на стиль жизни субъекта — главного для валеолога средства управления здоровьем человека.