Комплексная программа физической реабилитации для детей 6-16 лет с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии
2. Укрепить вегетативную нервную систему, нормализовать процессы возбуждения и торможения.
3. Адаптация к повышению физических нагрузок.
Специальные –
4. Снять бронхоспазм и патологическую доминанту.
5. Нормализовать механизм дыхания и функцию внешнего дыхания.
6. Повысить силу дыхательной мускулатуры и подвижность грудной клетки, предупредить развитие эмфиземы легких и других осложнений.
Использовать различные дыхательные упражнения (статические, динамические, специальные). Их соотношение к общеразвивающим – 1:2, 1:3. Использовать упражнения для верхних конечностей, плечевого пояса, грудной клетки, брюшного пресса. Использовать большое количество упражнений на расслабление.
Особенности комплексной программы физической реабилитации с использованием иппотерапии для детей 6-16 лет с нарушением осанки
Задачи:
1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела, прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, создание прочного мышечного корсета.
2. Исправление имеющихся дефектов опорно-двигательного аппарата.
3. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
4. Нормализация функциональных возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем.
5. Повышение неспецифических, защитных сил организма.
Использовать упражнения для мышц брюшного пресса, спины. Так же использовать корригирующие упражнения, дыхательные упражнения (с акцентом на диафрагмальное дыхание), упражнения на координацию, игры.
Надо отметить, что разработанная программа иппотерапии осуществлялась в 2 этапа (адаптационный и основной) и включала: комплекс иппотерапии, обучение аллюрам, коррекционные подвижные игры и самостоятельные занятия. Основу содержания занятий составили стандартные физические упражнения, однако, интенсивность нагрузки, количество повторений упражнений, их качественный и количественный состав в комплексе регулировался в зависимости от задач при различных патологиях (гипотония, гипертония, заболевания органов дыхания, нарушения со стороны деятельности ЖКТ, избыточный вес, нарушение осанки).
Таблица 12 – Комплексная программа иппотерапии для детей 6-16 лет с различными соматическими заболеваниями
Проводимые мероприятия |
Содержание |
Дозировка |
ОМУ | ||||
1. Иппотерапия:- адаптационный этап |
Комплекс 1 |
Первые 2-3 занятия, 20-25 мин, |
Страховка с двух сторон лошади, при необходимости – на лошади один из родителей; | ||||
- основной этап 2. Обучение аллюрам 3. Коррекционные по-движные игры 4. Самостоятельные за-нятия |
Комплекс 2 Езда по дуге, кругу, спирали, перешагивание, обхождение препятствий, подъем, спуск с искусственных горок «Серсо», «В кругу», «Сбить кеглю», «Поло», «Маневр» Комплекс 3 |
2 раза в неделю 35-45 мин, 2 раза в неделю Через 8-10 занятия, 10-15 мин в конце занятия 5-7 мин в конце комплекса иппотерапии 10-15 мин, ежедневно |
Упражнения в исходном положении лежа на спине выполняются только на стоящей лошади. Темп выполнения упражнений медленный. После занятия обязательно походить. Темп выполнения в начале медленный, при освоении упражнений – темп средний. После занятия обязательно походить. Начинать обучение, когда ребенок научится правильно и свободно держаться на лошади. Начитать с изменения направления движения, затем – перешагивание препятствий, затем – езда по горкам. Постоянный контроль осанки. Смотри ОМУ игр. Смотри ОМУ в комплексе. | ||||