Комплексная программа физической реабилитации для детей 6-16 лет с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии
Таблица 15 – Комплекс упражнений, способствующих развитию и укреплению определенных мышечных групп, для самостоятельных занятий
Описание упражнений |
Дозировка |
ОМУ |
1. И.п. – упор сидя сзади, ноги врозь. 1-2 – поворот носков внутрь; 3-4 наружу. То же, на каждый счет. 2. И.п. – сед, ноги врозь. 1-3 – пружинящие наклоны к правой, руками тянуться к носка; 4 – и.п.; 5-8 – то же, к другой ноге. 3. И.п. – сед, ступни приведены к тазу, колени в стороны. 1-7 – плавно надавливать на колени вверху; 8 – и.п. 4. И.п. – то же. 1-7 – пружинящие наклоны вперед, руки вверх; 8 – и.п. 5. И.п. – лежа на животе. 1 – поднять голову и плечи, руки на пояс свести лопатки; 2-7 – удерживать положение; 8 – и.п. 6. И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. А) поднять правую назад-вверх: - носок на себя; - от себя; - согнуть в колене назад; - выпрямить, не опуская; Б) то же, левой; В) то же, двумя вместе. Г) опустить обе, расслабиться 7. И.п. – лежа на животе, руки вверху. 1-3 – максимально потянуться руками и ногами; 4 – и.п. |
5-6 раз 3-4 раза 2-3 раза 2-3 раза 3-4 раза 2-3 подхода 3-4 раза |
Плечи не поднимать; максимальный поворот носков, не отрывая ног от пола. Ноги в коленях не сгибать. Ноги в коленях не сгибать. Чередовать – носки натянуть, носки на себя. Стопы вместе, колени развести как можно шире. Спина прямая, тянуться грудью. Голову держать прямо, смотреть вниз. Дыхание не задерживать. Темп медленный. Ноги лишь отрывать от пола, таз на полу. Отдых между подходами 3-5 сек. Плечи и таз от пола не отрывать. Ноги в коленях разгибать полностью. |
8. И.п. – лежа на спине, руки за голову. Отрывая плечи от пола, выполнение упражнения «велосипед». 9. И.п. – то же. Выполнение упражнения «ножницы» ногами (вертикальные, горизонтальные). То же, добавить аналогичные движения руками. 10. И.п. – лежа на спине, руки вверху. 1-2 – махом рук принять положение сед ноги скрестно; 3-4 – и.п. 11. На выбор – прыжки на скакалке, крутить обруч. |
15-20 сек, 2-3 подхода 15-20 сек, 2-3 подхода 6-8 раз 2-2,5 мин |
Ноги прямые; чередовать – носки на себя, от себя. Отдых между подходами 2-3 сек. Спина прямая. Отдых между подходами 3-5 сек. В среднем темпе, чередовать способ выполнения. |
Коррекционные подвижные игры
«Серсо»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, силы мышц пояса верхних конечностей.
Инвентарь: кольца, гимнастические полки.
Описание: инструктор стоит в центре круга (левады) с палкой, держа ее вертикально на один конец. Ребенок должен набросить кольца на палку на расстоянии 2-3 метра.
ОМУ: вначале – на стоящей лошади, затем – в шаге. Расстояние можно варьировать. Как вариант ребенок может палкой ловить кольца, набрасываемые инструктором.
«В кругу»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умение концентрировать и переключать внимание, согласованность действий.
Инвентарь: мяч диаметром 15-20 см.
Описание: инструктор и ребенок начинают перебрасывать мяч друг другу. По сигналу «раз» ребенок должен обвести мяч вокруг себя, по сигналу «два» – то же вокруг шеи лошади, по сигналу «хлопок» – подбросить мяч вверх и хлопнуть в ладоши.
Ому: вначале – на стоящей лошади, затем – в шаге; максимум 10 сигналов. Важно не уронить мяч и выполнять задание правильно. Как вариант можно предложить ребенку давать сигналы для инструктора – посмотреть кто лучше выполняет.