Профилактика нарушений репродуктивного здоровья школьниц
У девочек выделены два пункта психологической адаптации к требованиям школы и общества. Один путь осуществлялся через потерю женских свойств личности и усиление мужского (маскулинного) психологического профиля. У таких школьниц уже к 12 годам отмечали большую, чем у мальчиков, склонность к риску, меньшую групповую зависимость. К 15 годам девушки этой группы имели почти одинаковый с юношами показатель маскулинности и более выраженные проявления индивидуализма.
Неблагоприятные социальные последствия такого пути адаптации школьниц общество уже пожинает в настоящее время в виде роста разводов по инициативе женщин, сокращения рождаемости, бескомпромиссного поведения женщин в семье и профессиональной деятельности, увеличения частоты участия женщин в различных правонарушениях, даже по отношению к собственным детям и т.п.
При другом пути социально-психологической адаптации школьницы сохраняли женские психологические черты характера. Но адаптация по этому пути протекала на фоне заниженной самооценки девочек собственных достоинств, недостаточного самоуважения, острого переживания их непонимания окружающими, т. е. определенного комплекса неполноценности из-за принадлежности к женскому полу. В итоге такой путь социализации приводил к частым срывам адаптации и к потерям нервно-психического Здоровья школьниц (к большей выраженности у них астенических реакций, присоединению к таким реакциям невротических проявлений в форме расстройств эмоциональной сферы).
Большая уязвимость нервно-психического здоровья у школьниц при феминном пути их социально-психологической адаптации обязывает всячески поддерживать сохранение у девочек природой предназначенных женских личностных свойств характера. Для этого психологи предлагают больше внимания уделять воспитанию у них самоуважения, базирующегося на достоинствах принадлежности к женскому полу. Положительная самооценка рассматривается психологами как важнейшее условие психологической устойчивости и эмоционального благополучия, т. е. качеств, которые страдают в первую очередь у девушек, сохраняющих женский психологический профиль. Иными словами, вопросы социально-психологической адаптации девочек к школе требуют квалифицированного участия школьного психолога и большой работы валеолога.
Помимо психологического аспекта непременными компонентами полового воспитания школьников считаем медицинский и нравственно-этический его аспекты. Красной нитью полового воспитания девочек должно служить положение о том, что счастье любой женщины неотделимо от ее роли в семье, а эта роль определяется характером ее полового поведения.
5. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация девочек должны исходить из их психологических особенностей и профессиональных интересов.
Согласно данным литературы, девочки школьного возраста характеризуются большей выраженностью, чем у мальчиков, таких психологических свойств личности, как экстравертированность (открытость), чувствительность, Ответственность, общительность. Эти психологические особенности в интегрированном виде отражались в превалировании профессиональных интересов девочек к специальностям гуманитарной направленности, связанным с человеком, художественным образом, живой природой.